Коллекция Сарапульского музея-заповедника, собранная за его более, чем 110-летнюю историю, «перешагнула» цифру в 200 тысяч предметов. К сожалению, далеко не все артефакты можно увидеть на выставках, экспозициях и занятиях. А сколько интересных, порой загадочных и увлекательных историй хранят предметы, находящиеся в фондах, скрытые от глаз наших посетителей. Чтобы приоткрыть для вас малоизвестные страницы музейной истории мы запустили новый онлайн-проект «Истории, рассказанные музейными предметами».
Здесь мы познакомим наших любознательных друзей с экспонатами из разных коллекций. Вы узнаете их истории, разные пути появления в фондах городского музея, расскажем о судьбах дарителей, щедро поделившихся с потомками своими достижениями и плодами своего труда. Напомним, что главная миссия музея – «приносить пользу городу Сарапулу, Удмуртской Республике и Российской Федерации, сохраняя культурное наследие, участвуя в решении социальных проблем и формируя культурно-образовательное пространство». Следуя этому утверждению, мы предлагаем вам присоединиться к нашему увлекательному путешествию по фондам музейного комплекса.
___________________________________________________________________________________
Сегодня, 24 мая, в День славянской письменности и культуры в рамках акции «Истории, рассказанные музейными предметами» представляем книгу, хранящуюся в коллекции «Редкая книга» – «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницею высочайшей особы. Часть вторая», изданную в Санкт-Петербурге в 1789 году.
Книга, вышедшая в двух томах, была издана «по высочайшему повелению» Екатерины II большим коллективом авторов. Общее руководство над составлением словаря осуществлял Петер Симон Паллас (1741–1811) – знаменитый немецкий и русский путешественник, ученый-энциклопедист, приглашенный в конце XVIII века Екатериной II с другими иностранцами для проведения экспедиций по изучению восточных областей России. В результате продолжительных экспедиций он собрал богатейший материал по минералогии, флоре, фауне, этнографии, культуре и языкам многочисленных народов России. Благодаря беспримерному научному подвигу ученого были составлены подробные карты различных областей России с описанием природных богатств отдельных областей, собраны сведения о многочисленных народах, населявших империю.
В 1785 году Паллас начал работу над словарем. Главной задачей, стоявшей перед ученым, было сопоставление лексического материала разных языков мира. Он составил и разослал по губерниям России, в Европу и Америку новую программу по сбору слов и образцов разных языков. На его воззвание откликнулись российские губернаторы, посланники, путешественники, а также иностранные ученые: они стали присылать Палласу разнообразный лингвистический материал: глоссарии, анкеты, образчики переводов текстов, книги, словари и другие материалы.
– За основу словаря был взят реестр из трехсот русских слов, составленный самой императрицей, – отметила Елена Опалева, главный научный сотрудник Сарапульского музея-заповедника. – Паллас считал, что идея создания сравнительного словаря всех языков не случайно возникла именно в России. Именно русская азбука, по мнению ученого, была наиболее удобной графической системой для передачи иностранных слов: «Для показания точного произношения всех сих языков нет лучше и способнее всех Европейских азбук, как Российская, что сколь бы странно с первого виду другим народам ни казалось…».
Изданный Палласом словарь включал в себя 285 слов с переводом на 149 азиатских языков и 51 европейский. Все языки были расположены в определенном, строго фиксированном порядке. Возглавлял список, естественно, русский язык, за ним следовали другие славянские языки. Затем – ирландские, греческий, латинский, романские, германские, балтийские, албанский, венгерский и другие, финно-угорские, иранские, тюркские языки. Завершали список палеоазиатские, индийские, прочие азиатские и островные языки. Структура словаря представляла отражение знаний о мире и четкую иерархию понятий.
Слова были распределены по тематическим группам (термины родства, части тела, названия растений и животных, цвета, глаголы и другие). Первыми словами в словаре были «Бог» и «небо». В первый том вошло 130 слов, во второй – 155.
Разработанная Палласом структура словаря, наглядно демонстрирующая родственные связи сравниваемых языков в «Сравнительных словарях…», делала словарь удобным для использования. Таким образом, знаменитый путешественник и исследователь живой природы академик Паллас остался в памяти россиян и как талантливый лингвист.
Первый том вышел в 1787 году, второй – в 1789 году. В Сарапульском музее-заповеднике хранится второй том первого издания данного словаря. Поступила книга в фонды после 1917 года из библиотеки расформированного Сарапульского четырехклассного училища, которое появилось в 1903 году после преобразования из уездного училища. Это учебное заведение является одним из самых старейших на территории современной Удмуртии.
Так один предмет, хранящийся в коллекции «Редкая книга», объединил несколько интересных историй: историю одного из старейших учебных заведений на территории Прикамья; историю академика Палласа, который со своей экспедицией проезжал по нашей территории в 1768 -1772 годы и описал ее в своих изысканиях; и, конечно же, историю редкого экземпляра первого в Российской империи словаря языков разных народов.
___________________________________________________________________________________
Музейные предметы, хранящиеся в фондах, рассказывают нам о различных страницах в истории нашей страны. К одному из событий, связанных с военным прошлым, нас заставил обратиться орден «За боевые заслуги» Монгольской Народной Республики, которым был награжден наш земляк Василий Коваленко.
Василий Степанович родился в 1910 году в башкирской деревне Кульчум Ермикеевского района. В 1932 году Красногорским райвоенкоматом был призван в Красную армию. Прошел путь от рядового солдата до подполковника. Из армии демобилизовался в 1956 году.
В фондах Сарапульского музея-заповедника хранится его личный фонд, включающий документы, фотографии и награды. И среди них – монгольский орден.
Василий Степанович принимал участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол. Из воспоминаний ветерана: «В 1938 году, после разгрома японских самураев у озера Хасан, а августе месяце был направлен на службу в Монголию в 17-ю армию, в 11-ю танковую бригаду. В начале 1939 года японские самураи начали подготовку нападения на Монголию на реке Халхин-Гол. 3 июля начались боевые действия, которые длились 5 дней. Японские самураи были разгромлены, истреблены. Японцы потеряли убитыми и ранеными до 10 тыс. солдат и много военной техники. Эта битва вошла в историю под названием Баян-Цаганское сражение. Однако после такого разгрома японцы не отказались от нападения – глубоко в тылу готовились к нападению. Наши войска также начали готовиться к отпору. 25 июня для подготовки к разгрому в район реки Халхин-Гол прибыли комдив Г.К. Жуков и ряд других командиров. Подготовка продолжалась 2,5 месяца. 24 августа вновь начались боевые действия, которые были закончены 29 августа. Японские самураи были окружены и полностью разгромлены. 15 сентября было подписано перемирие, таким образом, закончив боевые действия, японцы потеряли 90 процентов военной техники, убитыми и ранеными до 30-40 тыс., пленных было до 6 тыс. В этих боевых действиях принимала участие 11-я танковая бригада имени М.П. Яковлева. Это был командир бригады, он погиб героем и ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Из участников боевых действий нашей бригады было присвоено звание Героя 10 человекам, орденами были награждены 115 человек.
Надо отметить, что подготовка к разгрому японских самураев проходила в тяжелых условиях. К району боевых действий расстояние было от железной дороги до нашей границы более 800-900 км. Все приходилось перевозить на автомашинах и самолетами, при отсутствии хороших дорог, пресной воды, при температуре летом 30-40 градусов жары.
Вместе с тем надо отметить большую помощь монгольского народа. Они мобилизовали до 300 верблюдов, которые перевозили боеприпасы и продовольствие, верблюд в то время в Монголии был незаменимым транспортом. Монгольские войска в боевых действиях приняли активное участие.
Разгром японских самураев на реке Халхин-Гол имел большое историческое значение, после чего японцы отказались навсегда от нападения на Монгольскую республику».
За бои под Халхин-Голом Василий Коваленко был награжден советским орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». В 1969 году ему был вручен орден «За боевые заслуги» Монгольской Народной Республики.
Отметим, что орден Монгольской Народной Республики «За боевые заслуги» учрежден 17 октября 1945 года. Этим орденом награждаются военнослужащие, воинские подразделения и училища, проявившие боевую доблесть в деле укрепления военной мощи, усиления обороноспособности, в борьбе с внешними и внутренними врагами Монголии.
___________________________________________________________________________________
В фонде «Письменные источники»
Сарапульского музея-заповедника особое место занимают воспоминания участников различных событий. Одним из девизов
воспоминаний, является «если и не играть главную роль в тех или иных событиях,
то, по крайней мере, быть причастным к ним», что позволяет нам не только более
подробно раскрыть тему, интересующую нас, но и узнать те моменты, о которых не
написано в официальных документах.
Представляем вашему вниманию воспоминания одного из самых знаменитых в нашем городе участников Гражданской войны, а именно Ефима Колчина.
Ефим Севастьянович родился 25 декабря 1889 года в семье бедного крестьянина деревни Мыльники около города Сарапула Вятской губернии. Работал на кожевенных заводах Смагина и Пешехонова. Был заподозрен в революционной деятельности, сидел в Сарапульской тюрьме. Жил нелегально, изготовлял военные сапоги в 166-м запасном полку в Сарапуле.
Далее предлагаем обратиться к
первоисточнику (орфография источника сохранена): «В 1918 году как только я пришел по демобилизации с Австро-Германского
фронта в свой родной город Сарапуль, где увидел, что в деревнях, в комитетах
как например дер. Мыльникова засели кулацкие элементы… я заинтересовался и
пошел на собрание, с той целью, чтобы переизбрать комитет бедноты. Во время
обсуждения вопросов, в том числе и я задавал ряд вопросов, что сделал комитет
бедноты для солдаток, вдов, инвалидов и бедняцких крестьянских семейств.
Оказалось ничего, а в это время кулаки старались прибрать к рукам бедноту. И
спрашивал эту бедноту, солдаток, вдов,
кто-же этих кулаков выбирал?, один ответ: «черт их выбирал, они сами влезли». Я
в это время взял слово по существу ведения собрания и предложил переизбрать
комитет бедноты, которые повскакивали со своих мест и в голос набросились на
меня, но увидев у меня в руках револьвер, который их заставил положить печать
на стол и покинуть собрание. После чего комбед был переизбран из бедноты.
Спустя полторы-две недели кулаки решили мне отомстить… в пути следования к отцу
в логу на меня набросились два брата Колчины Иван и Григорий с работником…
хотели меня… свалить и расчитаться со мной. Я в это время из револьвера одного
Григория Колчина угостил в грудь на вылет но безопасно, после чего меня
оставили в покое. Пришлось до самого переворота скрываться у брата Ефтропия…».
Даже из этого короткого отрывка видна борьба, развернувшаяся в стране между сторонниками новой – Советской власти и приверженцами старого строя.
Ефим Колчин был организатором отряда Красной гвардии в городе Сарапуле. Отряд под его командованием участвовал 16 января 1918 года в разоружении Сморкаловской милиции в Сарапуле. Об этом также есть его воспоминания.
После окончания Гражданской войны Ефим Колчин
занимал различные руководящие посты в советских хозяйственных структурах. Сегодня
его имя носит одна из улиц Сарапула.
___________________________________________________________________________________
Продолжаем разговор об
интересных предметах, хранящихся в фондах Сарапульского музея-заповедника. В Вербную неделю музейные специалисты расскажут о дореволюционном настольном
звонке, который использовался
для вызова прислуги.
Предмет поступил в музей Сарапульского земства в июле 1909 года от В.П. Гаркунова и был вывезен из Иерусалима (Палестина). Можно предположить, что он представляет собой так называемую евлогию, то есть православный сувенир.
Важной частью православной культуры является паломничество. Слово это происходит от слова «пальма». Тот, кто исповедует православие или привержен христианству – сразу же поймет в чем суть дела. Пальмовая ветвь – важнейший христианский символ. Он связан с Евангельской историей и событиями начала нашей эры, когда произошел Вход Господень в Иерусалим и когда люди встречали Иисуса Христа при въезде в град с пальмовыми ветвями в руках. В России день воспоминания об этом – воскресение, предшествующее Пасхе, которое называют «вербным».
Изначально паломничество происходило на Святую землю – места, связанные с жизнью Иисуса Христа. А после 1453 года, когда пал Константинополь и османы захватили весь Ближний Восток, паломничество на Святую Землю из Северо-Восточной Руси стало почти невозможным. Многочисленные сообщения о гибели смельчаков, отправившихся в Иерусалим, остановили на время традицию, к тому времени уже во многом ставшую фундаментальной.
В XVI – XVII веках традиция паломничества на Восток начала возобновляться и к XIX – началу ХХ веков посещение Святой Земли стало вновь популярным.
Предположить, что этот звонок именно евлогия позволяет и то, что передал ее в музей представитель обширной династии священнослужителей Гаркуновых.
На страничке газеты «Красное Прикамье» в социальной сети «ВКонтакте» находим следующую информацию:
«Серафим Гаврилович Гаркунов, подполковник медицинской службы, участник Великой Отечественной войны, родился 3 марта 1907 года в Сарапуле, в семье священника Покровской церкви Гаркунова Гаврилы Гавриловича. Сын Нины Гавриловны Гаркуновой (по мужу Брюсовой), доктор медицины Лев Георгиевич Брюсов, в 2010 году писал Т.Б. Пегановой – координатору издательского проекта «Память Сарапула»:
«Наша семья Гаркуновых в Сарапуле была многочисленной. У деда и бабушки было одиннадцать детей. Но следов их семей не сохранилось. Передо мной в компьютере – родословная Гаркуновых, десять поколений, более двухсот человек. Это были священники Вятской губернии. Из многодетных семей после окончания Вятской духовной семинарии, Яранского духовного училища дети священников направлялись в сельские церкви губернии, в том числе Сарапульского уезда. Революция уничтожила многих из них, ликвидировав целое духовное сословие. Вот и я – внук священника по линии Гаркуновых – оказался некрещеным и вырос неисправимым атеистом».
Последним из Гаркуновых умер в Сарапуле в 1990 году Гавриил Гаврилович Гаркунов, старший лейтенант, прошедший всю войну, отмеченный многими боевыми наградами».
Очевидно, и даритель В.П. Гаркунов, передавший звонок музею Сарапульского земства более 100 лет назад происходил из этой семьи.
___________________________________________________________________________________
14 марта, в день Православной книги, в рамках онлайн-проекта «Истории, рассказанные музейными предметами» представляем издание из фондов нашего музея, название которого напоминает о первой русской датированной печатной книге – «Апостол», изданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.
Апостол – это богослужебная книга, содержащая тексты из Нового Завета, рассказывающие о деяниях и посланиях святых апостолов. Книга, хранящаяся в фондах Сарапульского музея-заповедника, была издана в 1912 году в типографии Преображенского богадельного дома в Москве.
– Книга иллюстрирована гравюрой с изображением апостола Луки, – отметила Елена Опалева, главный научный сотрудник. – Гравюра является вольной копией со старинной гравюры 1564 года. К сожалению, точное время поступления этой книги в библиотеку музея неизвестно. Возможно, она поступила вместе с другими церковными предметами в 30-е годы прошлого века на волне борьбы с религией и церковью.
Очень интересна история типографии, где был издан наш «Апостол». Типография при Преображенском кладбище и существовавшем при нем богадельном доме с 1809 года была одной из самых крупных старообрядческих типографий в Москве. Преображенское кладбище являлось духовным старообрядческим центром так называемого феодосиевского (беспоповского) согласия. Точное время появления типографии неизвестно, потому что работала она сначала нелегально. В 1905 году старообрядцам в России была разрешена книгоиздательская деятельность. В 1907 году типография начинает печатать православные книги. За десятилетний период существования типографии с ее станков сошло свыше 80-ти изданий, в том числе и «Апостол», хранящийся в коллекции «Редкая книга» Сарапульского музея.
Для справки:
Староверы – христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона (1651-1660 гг.). Одно из направлений русского старообрядчества – феодосиевское (беспоповское) согласие. Его последователи не имеют духовенства. Беспоповское согласие возникло в России в конце XVII века.
___________________________________________________________________________________
В канун Международного женского дня в рамках онлайн-проекта «Истории, рассказанные музейными предметами» представляем вам еще один интереснейший предмет, хранящийся в коллекции «Графика» Сарапульского музея-заповедника.
Это удивительно нежная работа, выполненная пастелью «Женщина за шитьем»: в нежном розоватом свете, пронизывающим всю картину, сидит на веранде женщина в светлом платье. Мягкий свет струится по ее лицу, стена зеленого сада отгораживает ее от всего мира. Она ничего не замечает, увлеченно что-то шьет, ловко взмахивая иглой. Рядом с ней простой деревянный стол с двумя листами бумаги. Возможно, кто-то рядом читает вслух. Обычный день мирной дачной жизни. Быстрый набросок вызывает массу эмоций.
Работа поступила в Сарапульский музей 24 февраля 1925 года из Государственного музейного фонда. На листе – дата ее написания «Год 1898». Ее автор – Леонид Пастернак (1862 – 1945).
Русский живописец и график, великолепный мастер книжной иллюстрации, а еще разносторонний и очень талантливый человек, сумевший передать свой талант и творческие способности своим детям, среди которых – всемирно известный писатель Борис Пастернак. К большому сожалению, имя гениального художника долгие годы было в забвении.
Пастернак причислял себя к одному из первых русских импрессионистов, ничуть не опасаясь непонимания и холодного отношения к импрессионизму в России в целом.
На одной из выставок передвижников, где Леонид Осипович принимал участие, супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, позже они стали частыми гостями. Их дружба вылилась в тесный и плодотворный творческий союз. Пастернак проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, в том числе и роман «Воскресение», иллюстрации к которому в 1900 году были выставлены на Всемирной выставке в Париже. «Зеркало» Льва Толстого – так называли в те годы Леонида Пастернака. Художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а еще и тридцать шесть портретов писателя.
Полотно Пастернака «Студенты» было приобретено Люксембургским музеем в Париже, это стало знаковым событием в России, о котором восторженно писала одесская пресса: «Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Вот так работа русского художника стала первой, удостоенной чести быть украшением самого известного музея мира.
Семейные портреты и зарисовки были излюбленной темой Леонида Осиповича. Они передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье. Свет становится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. И картина, которую мы представляем вашему вниманию – яркое тому подтверждение.
___________________________________________________________________________________
В начале ХХ века в Сарапульский музей поступило издание «Нескучный сад и его растительность», рассказывающее об удивительном рукотворном природном зеленом пространстве. Издание «посвящается памяти Прокофия Акинфиевича Демидова, основателя первого ботанического сада в Москве и академика Петра Симона Палласа, описанием демидовского сада положившего основание изучению московской флоры». Всегда поражают жизненные хитросплетения, объединяющие территории, людей, темы.
В данном случае Петр Симон Паллас и авторы издания Л.П. Александров и В.Л. Некрасова в разные века бывали на территории, которая в 1780 году стала называться город Сарапул. Возвратившись из Сарапула, в 1921 году Леонтий Петрович и подготовил к изданию – историческую справку о прошлом «Нескучного сада» и совместно с дочерью пособие к ботаническим экскурсиям «Нескучный сад и его растительность».
Важно и нужно написать несколько слов об участниках данного повествования, тем более Леонтию Александрову в 2023 году исполняется 165 лет со дня рождения. С его именем в городе на Каме связано многое. И создание детского туберкулезного санатория, и работа в качестве старшего врача Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец», и пополнение научно-естественной коллекции Сарапульского музея-заповедника.
Петр Симон Паллас (1741-1811) – выдающийся естествоиспытатель, академик Петербургской Академии наук, доктор медицины, в 1773году побывал в Сарапуле. Растения и животные мира, впервые были определены и систематизированы П.С. Палласом. Глубокие научные изыскания ученого, в дальнейшем, послужили основой систематизации растительного и животного мира.
Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) – благотворитель, сын заводчика, увлекался ботаникой и пчелами, изменил естественный ландшафт для создания дендросада, имеющего название Нескучный сад.
Доктор медицины, профессор, Л. П. Александров (1858 – 1929), родился и вырос в дворянской семье, получил высшее медицинское образование, вкладывал колоссальные средства моральные, духовные, материальные в развитие детской хирургии в России, как науки. В течение 10 лет выпускал на собственные средства журнал «Детская медицина», который не имел аналогов в России. Служил главным врачом Детской Ольгинской больницы в Москве. В годы Первой Мировой войны, Леонтий Петрович, назначен главным врачом госпиталя для раненых офицеров в Потешном дворце Московского Кремля. В здании, он обнаруживает архивы, и постепенно, шаг за шагом, приходит к выводу, что Нескучный сад - это сад, который заложил заводчик Прокофий Демидов. Первое издание автора Л.П. Александрова, историческая справка «Прошлое Нескучного сада», начинается словами: «В южной части города Москвы, у Калужской заставы, там, где Москва – река делает один из своих изгибов, на правом высоком берегу ее находится один из наиболее крупных и известных садов, так называемый Нескучный сад… ». Чуть позднее выходит издание, «Нескучный сад и его растительность» авторов Л.П. Александрова и В.Л. Некрасовой. Дарственная надпись на развороте гласит: «Сарапульскому Окружному музею от автора. Александров 25 декабря 1924 г.». Леонтий Петрович и Вера Леонтьевна просто не могли не отправить в сарапульский музей свою книгу.
Леонтий Петрович приехал в Сарапул в 1919 году в качестве старшего врача Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец», где лечил не только служащих Дивизиона, но и бойцов сарапульского гарнизона, а так же и ребятишек болеющих туберкулезом. Именно по предложению Леонтия Петровича, в Сарапуле был создан первый туберкулезный детский санаторий. В свободное от службы время, Леонтий Петрович посвящал фондам сарапульского музея, аннотировал и систематизировал фондовые коллекции гербария. Хранится в научно – естественных фондах и гербарий, собранный вместе со своей дочерью, известным ботаником Верой Леонтьевной Некрасовой в Сарапуле и его окрестностях. Вера Леонтьевна была в Сарапуле летом 1920 года, занималась сбором гербария. Те образцы гербария, которые сложно определялись, были определены ученым с мировым именем, основоположником лихенологии в России - А.А. Еленкиным.
Вот так, в наши дни, издание «Нескучный сад и его растительность» приоткрыло историю не только Нескучного сада, но и Сарапула, музейных фондов, и людей, внесших значительный вклад в развитие России и мировой науки.
___________________________________________________________________________________
2023-й год – Год педагога и наставника. Ни один образовательный процесс не представляется без контроля за успеваемостью ученика. И даже сейчас главным документом современного школьника является дневник, пусть даже и электронный.
В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, в связи с открытием государственных гимназий. Важен и тот факт, что к этому времени в стране было введено производство бумаги при помощи парового двигателя, а в 1870-х годах в русском переплетном деле произошел технический переворот: ремесленный способ производства книжных переплетов заменен фабричным. Так появились первые дневники – «Тетради для записывания уроков». Они были стандартные и выпускались по распоряжению Министерства народного просвещения Российской империи.
В экспозиции «Сарапул просвещенный», расположенной в историко-краеведческом музее города Сарапула, представлен дневник 1897 года. Он принадлежал ученику 2-го класса Сарапульского Алексеевского реального училища Николаю Пенькину. Листая страницы дневника, невольно замечаешь – время остановилось. Ведь форма современных дневников претерпела лишь небольшие изменения. Документ был обнаружен сарапульским археологом, главным научным сотрудником музейного комплекса Николаем Решетниковым в 2003 году на чердаке дома Пенькиных.
О владельце дневника известно следующее: Николай Иванович Пенькин родился в 1886 году в Сарапуле. Его отец Иван Степанович, уроженец Ярославской губернии, был подрядчиком строительных работ. Мать Антонина Степановна – уроженка Сарапульского уезда. Были у Николая и братья: Аркадий и Борис, а также сестры Надежда и Мария. Семья проживала в собственном доме по улице Сарапульской, 20 (ныне – здание Сарапульского драматического театра и двухэтажный деревянный дом по ул. Первомайской).
По данным переписи 1897 года Николай Пенькин обучался в Сарапульском реальном училище, хотя в списках выпускников не выявлен. Может быть, причины этого раскроет сам дневник? Приходите и посмотрите!
А современным школьникам хочется напомнить: скорее всего, когда-нибудь и ваш дневник окажется в экспозиции музея? Стоит задуматься…
___________________________________________________________________________________
В 2023 году отмечается юбилей сарапульской газеты «Кама». В коллекции «Редкая книга» Сарапульского музея-заповедника хранится три подшивки этой газеты, которые поступили в фонды из библиотеки Общества изучения Прикамского края.
По сообщению главного научного сотрудника Сарапульского музея-заповедника Елены Опалевой, первый номер ежедневной, политической, общественно-экономической и литературной газеты «Кама» вышел 1 января 1913 года. Издатели газеты Пешехоновы ставили следующие задачи: «Это – освещение, по возможности, всех наиболее важных вопросов жизни Прикамского края, с заводами Ижевским и Воткинским и города Сарапула с ближайшими торговыми и промышленными центрами, слободами и селениями. Вопросы народного здравия, образования, экономическо-общественные, сельско-хозяйственные и рабочие, правовые и юридические, железнодорожные – все это требует к себе сильнейшего внимания, а во многих случаях освещения многих своих сторон, в связи с бытом и условиями Прикамского края».
Газета печаталась в типографии Николая Мыльникова, которая находилась на углу улиц Троицкой и Сарапульской (сегодня это ул. Красноармейская и Первомайская), в доме Шамшуриной. С сентября 1917 года типография переехала на улицу Вятскую в дом наследников Пешехонова (здание, где находится редакция газеты «Красное Прикамье»).
Цена на подписку газеты на год составляла 6 рублей. А для крестьян, рабочих, духовенства, низшего медицинского и учительского персонала всего 4 рубля. Газету можно было приобрести в Сарапуле, Ижевском и Воткинском заводах, а также в Николо-Березовке.
«Кама» освещала экономическую, культурную, политическую и общественную жизнь Прикамского края, Сарапула и Сарапульского уезда. Издатели газеты конкурировали с издателем газеты «Прикамская жизнь» Николаем Ончуковым. На страницах этих двух газет бушевали издательские страсти, различные обвинения, которые доходили даже до суда. Так, во время городских выборов в начале 1914 года обе газеты обвиняли друг друга в искажении результатов выборов. Причем, не стесняясь в выражениях. Так, «Кама» называла Н.Е. Ончукова «издателем черненькой газетки», а «Прикамская жизнь» журналистов «Камы» – «разнузданные фельетонисты».
Издавалась «Кама» до 1918 года. В октябре 1918 года Военно-революционный Совет Сарапула национализировал все типографии, создав на их базе общую «Советскую типографию газеты «Борьба» во главе с комиссаром Козленко.
___________________________________________________________________________________
В рубрике «О чем рассказал музейный предмет» сегодня мы представляем фотографию. Личность, на ней изображенная – настоящая легенда.
Людмила Павличенко является самой известной женщиной-снайпером Великой Отечественной войны. На счету Людмилы Михайловны официально значится 309 уничтоженных солдат и офицеров противника. Слава Людмилы Павличенко вышла далеко за пределы СССР, отважную женщину хорошо знали в США и на всем Западе. В 1943 году ей присвоено звание Героя Советского Союза. О ней в 2015 году снят фильм «Битва за Севастополь» (режиссер – Сергей Мокрицкий), в роли Павличенко – Юлия Пересильд.
У нас же вызвал особый интерес автограф Людмилы Михайловны на обороте фотографии, хранящейся в фондах Сарапульского музея-заповедника: «На память моему дорогому врачу Лидочке от Севастопольского снайпера Людмилы Павличенко. Ижевск. 15/VII-43 г.».
Сразу вопрос: «Выходит, Л.М. Павличенко бывала в Ижевске?». В результате проведенных поисков в различных источниках найти документальное подтверждение этому факту не удалось. Однако в мемуарах Героя Советского Союза «Я – снайпер. В боях за Севастополь и Одессу» (издательство Вече Литагент, 2016 г.) находим следующий фрагмент: «1941 год: Вскоре несколько писем от родных мне передали из полка. Добрая моя матушка Елена Трофимовна беспокоилась о моем здоровье и советовала не пить в походе сырую воду из открытых водоемов. Отец Михаил Иванович вспоминал Первую мировую и Гражданскую войны, утверждая, будто Беловым (девичья фамилия снайпера – М.Ш.) в сражениях всегда везло. Старшая сестра Валентина рассказывала, как идет у нее работа на новом месте. Все они находились очень далеко от меня, в Удмуртии, куда из Киева эвакуировали завод «Арсенал». Собравшись с духом, я села писать им ответы, старательно выводя буквы правой рукой, к которой постепенно возвращалась прежняя сила и точность. Получилось несколько коряво, но зато искренне:
«Удмуртская республика,
г. Воткинск, Главпочтамт, до востребования,
Беловой Валентине Михайловне.
Здравствуй, дорогая Жучка!
Вчера вырвалась из госпиталя в город. Получила Ленуськину открытку, которая шла из Киева в Одессу всего полтора месяца. Ленуся дала твой адрес. Почему ты не взяла ее с собой?.. Я уже месяц и десять дней в армии. Успела насолить румынам и немцам, побывала на передовой. Они, гады, присыпали меня землей… Теперь в госпитале. Через два дня выхожу, иду в свою часть, где моя специальность – боец-снайпер. Думаю, если не убьют, быть в Берлине, отлупить немцев и вернуться в Киев. Расчет у меня простой – 1000 немцев, а тогда я уже дешевле свою голову не ценю. Можно сказать, раз оценила свои способности и больше не отступлю. Словом, не скучаю. Житье-бытье веселое. Если тебе не лень, пиши по адресу: Одесса, ул. Пастера, 13, научная библиотека, Чопак, для меня. Мне передадут…».
Известно, что в 1942 году Людмила Павличенко в составе советской делегации побывала в США. Она была дружна с Элеонорой Рузвельт. Личность такого масштаба, возможно, и получила разрешение навестить близких, живших в эвакуации в нашей республике. К сожалению, архивы музея не сохранили источник поступления этой фотографии в фонды. Возможно, кто-то из ветеранов знаком с этой историей? Будем рады отклику в любой форме.
___________________________________________________________________________________
Медаль «За отвагу», учрежденная еще в 1938 году, осталась одной из немногих воинских наград, которая сохранилась в России после 1991 года практически в неизменном виде. С аверса убрали в нижней части надпись «СССР», оставив силуэты трех истребителей И-16 и танка Т-35.
Среди военнослужащих медаль «За отвагу» считается наиболее почетной и уважаемой – «Отвагу» просто так не дают, и опытный взгляд сразу вычислит в наградном «иконостасе» на кителе или пиджаке серую «колодку» с синими окантовками по бокам. Это отличительный знак того, что человек получил награду в бою или в мирное время при особых обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни и проявленном при этом героизме.
Представляем вашему вниманию медаль «За отвагу» № 2067757, которой был награжден Герой Советского Союза И.В. Маслов. В фондах Сарапульского музея-заповедника хранится личный фонд Маслова Ивана Васильевича (1912-1962) — участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.
Иван Васильевич родился 25 ноября 1912 года в деревне Пинязь Каракулинского района УАССР. На фронтах Великой Отечественной войны был с ноября 1941 года. Воевал на Калининском, Степном, 2-м Украинском, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
В марте 1943 года после освобождения Ржева 362-я стрелковая дивизия, в которой служил Иван Маслов, была передана в состав 53-й армии Степного фронта. 12 июля 1943 года после недельных кровопролитных боев бойцов Воронежского фронта перешел в наступление, неожиданный для гитлеровцев, целый Степной фронт. При штурме станции Казачья Лопань сержант Маслов заменил павшего в бою командира стрелкового взвода, приняв командование на себя, и повел бойцов за собой. За это подвиг он был награжден медалью «За отвагу» и назначен командиром отделения стрелковой роты.
В октябре 1945 года Иван Васильевич демобилизовался, возвратился в отчий дом, работал в колхозе, с мая 1951 года проживал в городе Сарапуле, в Яромасском сплавучастке. 27 июня 1962 года Иван Васильевич скончался и похоронен в Сарапуле.
За время Великой Отечественной войны медалью «За отвагу» было удостоено более четырех миллионов человек, она считалась одной из самых почитаемых наград. За личное мужество и героизм в боях ей награждались в основном рядовые и сержанты, а также офицеры, большей частью младшего командного состава, принимавшие личное участие в боевых действиях. Отсюда и пошло название «солдатская медаль».
А еще медаль «За отвагу» была практически единственной, которой награждались бойцы штрафных рот и батальонов, как правило, при ранении, что давало им право вернуться после излечения в состав действующей армии. В мирное время медаль «За отвагу» вручалась крайне редко.
У каждой битвы свои герои и свои награды. В наши дни в ходе специальной военной операции на Украине российские военнослужащие за мужество и героизм в ходе боевых действий удостаиваются высоких званий отличия – Герой России, орден Мужества, Георгиевские кресты, медали Жукова и Суворова. Но самой массовой при награждениях стала медаль «За отвагу». И это не случайно. Потому что, в первую очередь, эта награда ассоциируется с Великой Отечественной войной, с борьбой с фашизмом, национализмом и бандеровщиной на Западной Украине.
___________________________________________________________________________________
2022 год – особенный. Россия с размахом отмечает юбилей великого реформатора – 350-летие со дня Рождения Петра I, первого российского императора.
Этот титул Петр I принял после заключения мирного договора между Россией и Швецией 10 сентября (30 августа – по старому стилю) 1721 года в результате которого наша страна получила выход в Балтийское море. Закончилась Северная война, продолжавшаяся 21 год. Переломным моментом в многолетней Северной войне России против Швеции стало Полтавское сражение (8 июля – 27 июня по старому стилю) 1709 года.
В фонде «Редкая книга» Сарапульского музея-заповедника хранится настоящий раритет – книга «Служба благодарственная о великой победе, содеянной под Полтавой», изданная отдельной книгой. Она напечатана во второй половине 1709 года и больше не переиздавалась. Книга поступила в фонды Сарапульского музея-заповедника из библиотеки Сарапульского Вознесенского собора. «Служба…» – единственное издание в коллекции «Редкая книга», изданное во время царствования Петра I.
Чтобы увековечить память о блестящей победе русского оружия, Петр I дал задание ректору московской Славяно-греко-латинской академии, известному духовному писателю Феофилакту Лопатинскому сочинить особый благодарственный молебен, который должны были ежегодно служить во всех церквях русского государства в день победы под Полтавой. Сначала он был включен в состав месячных Миней. Составление «Службы…» и включение ее в состав месячных Миней было одной из самых талантливых пропагандистских акций, осуществленных Петром I.
Минея – (от греч. μηναῖα – «месячный, длящийся месяц») – в православии общее название для книг, предназначенных для богослужения.
Чуть позже в Московском печатном дворе была издана отдельная книга «Служба благодарственная о великой победе, содеянной под Полтавой». Книга эта была отредактирована самим Петром I. Экземпляр именно этого издания мы вам представляем сегодня.
Автор «Службы…» Феофилакт Лопатинский принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого. Его имя золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви. Архиепископ Феофилакт был один из самых последовательных ревнителей православия. Это был человек многосторонне развитый, знал греческую литературу, был очень честен и добродетелен.
Современники, русские и иностранцы отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. «Преподобный сей архиерей, – писал Иван Евдокимов, сослуживец владыки Феофилакта и учитель Тверской духовной семинарии, – истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским».
___________________________________________________________________________________
В 1928 году директор музея Д.В. Шабердин предложил создать отдел живой природы. На совещании Сарапульского ОКРОНО предложение было рассмотрено и поддержано. 23 ноября 1928 года было решено организовать при музее зоопарк. Музейный зоопарк постепенно расширялся. В августе 1930 года для отдела «Живой природы» были закуплены от «Союзохоты» Каракулинского района 10 птиц: Орлан белохвост, три филина обыкновенных, неясыть серая, две ушастых совы, 2 белых голубя и ворон. А к 1938 году значительно расширился и видовой состав пернатых: 2 орлана-белохвоста, 1 филин, 1 сова полярная, 3 беркута, 2 ястреба канюка, 1 ястребок, 4 щегла, дубонос, юрок, снегирь, 2 чижа, 2 чечетки и реполов.
Работа музейного отдела «Живой природы» послужила отправной точкой для экскурсий за город по изучению живой природы кабинета юных натуралистов при «Детской технической станции», а в начальной школе № 1 создали живой уголок и изготовили игру «Ботанический сад».
Наш сегодняшний герой – дубонос – принадлежал, возможно, одному из сарапульцев. В музейных книгах есть следующая запись: «Сарапульским птицеловом Скороходовым 19 ноября 1928 года было поймано 5 дубоносов, 4-х он выпустил, а 1-го подарил музею».
Чучело дубоноса было выполнено в 1928 году таксидермистом и директором музея, в одном лице, Дмитрием Васильевичем Шабердиным.
Дубонос (лат. Coccothraustes coccothraustes) – птица из семейства въюрковых.
Самая крупная птица семейства, длина тела до 18 см, размах крыльев до 33 см. Кочующая или зимующая птица. Дубоноса выделяет мощный клюв, приспособленный для расщелкивания косточек вишни, черемухи и т.д. Весной питается почками и молодыми побегами, а летом голыми гусеницами чешуекрылых и майскими жуками. Чучело дубоноса представлено в экспозиции зала Природы.
Давно нет музейного зоопарка, и только дубонос, своею яркой неповторимой окраской напоминает о музейном зоопарке, некогда встречавшем посетителей переливами птичьих городов.
___________________________________________________________________________________
Все мы знаем сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Но сегодня солдатиков мы рассмотрим с другой – исторической точки зрения. В 1988 году в Сарапульском музее-заповеднике состоялась уникальная выставка художника Петра Космолинского «История мундира в оловянной миниатюре». По завершению выставки в фонды городского музея были подарены автором 11 фигурок солдат и офицеров в военной форме времен Отечественной войны 1812 года, а также 3 листа эскизных проектов «Мундиры полков, в которых служила кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова». Именно с подробных эскизов художник начинал работу над оловянной миниатюрой.
Художнику приходилось преодолевать определенные трудности, добывая необходимую информацию и реконструируя в миниатюре конкретный мундир, чтобы создать фигурку, отвечающую самым строгим правилам, предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик «одевался» в исторически точный мундир, «вооружался» полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжался необходимой амуницией и снаряжением. Да и поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный прием, должна была соответствовать уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Физиономия солдатика и пропорции его тела должны были отражать национальность, возраст, характер и воинский чин того прототипа, образ которого художник воплощал в своем миниатюрном произведении.
Обратите внимание на детализацию в эскизах: названия элементов формы, лица героев. На оборотах листов имеются авторские комментарии, связанные с биографией Надежды Дуровой:
- «Форма: Товарищ Конно-польского полка 1805 – 1808 гг. (с 11 ноября 1807 г. – Польский уланский полк). Начальный период службы. Отличилась в Гуттштадском сражении в 1807 г. Спасла офицера, награждена знаком отличия военного ордена Святого Георгия за личную храбрость. Польский Конный (Конно-Польский) полк с 20 марта 1805 г. – 11 ноября 1807 г. Товарищ».
- «Обер-офицер Мариупольского гусарского полка (20 августа 1803 – 11 ноября 1809 г.). В этом полку она служила с 1807 по 1811 г. в этом мундире был написан ее портрет. Из-за дороговизны этого мундира была вынуждена перейти в другой полк – Литовский уланский полк».
- «Форма «Литовский уланский полк с января 1812 – 25.07 1814 г. Обер-офицер. В этом полку прошла всю военную компанию 1812 – 1814 гг. В Бородинском сражении контужена ядром нога. Была награждена орденом «Анны III степени» на саблю и боевой медалью «1812 г». Вышла в отставку в 1816 г. в чине штабс-ротмистра».
А теперь об авторе этих эскизов. КОСМОЛИНСКИЙ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ – художник, скульптор, военный историк. Родился в Москве 5 августа 1950 года, скончался 22 февраля 2001 года. Автор военно-исторической миниатюры, исследователь, военный историк, униформолог, геральдист. Именно с его творчеством связано возрождение в нашей стране забытого искусства военно-исторической миниатюры, или попросту говоря – оловянного солдатика.
После проработки эскизов, изучения документов и уставов, художник приступал к воплощению замысла. Фигурки изготавливались в пластилине. Затем в готовой форме солдатики отливались из олова. Петр Федорович отливал солдатиков на домашней кухне, плавя металл в обычной кофейной «турке».
Всего за годы своей творческой деятельности Пётр Фёдорович участвовал более чем в 200 выставках (из них 50 персональных). Работы художника находятся в коллекциях различных музеев мира: Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Государственном Историческом музее, мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, музее А.В. Суворова в селе Кончанском, Калиниградском художественно-литературном музее, Полоцком историко-художественном музее, Музее Наполеона в Славкове у Брна (Чехия), музее солдатиков в Лейпциге (Германия) и Сарапульском музее-заповеднике.
Изготовленных П.Ф. Космолинским солдатиков можно увидеть в экспозиции историко-краеведческого музея в диораме, посвященной Бородинскому сражению, участником которого была наша знаменитая землячка Надежда Андреевна Дурова.
___________________________________________________________________________________
Рубель и валек для глажки белья – предметы, широко бытовавшие в России вплоть до середины ХХ века. Для музейного сообщества они – не самая большая редкость. В рубрике «Истории, рассказанные музейными предметами» мы расскажем нашим онлайн-пользователям об экспонатах с интересной историей.
Иногда предметы могут раскрыть личность человека с неожиданной стороны. В музейных фондах хранятся рубель и валек, которые были сделаны руками Александра Созника для своей жены в 1930-е годы.
В городе Сарапуле личность Александра Созника известна хорошо. Александр Семенович возглавлял партийную организацию города в самые тяжелые годы – в период Великой Отечественной войны и с честью нес всю полноту ответственности за жизнедеятельность тылового города. При его активном содействии были введены в строй и успешно начали работать на оборону страны электрогенераторный завод, радиозавод имени Орджоникидзе и другие предприятия.
С 1956 года и до выхода на пенсию Александр Семенович работал на Сарапульском электрогенераторном заводе начальником отдела технической информации и рационализации. Он был первым редактором заводской газеты «Наша жизнь», ученым секретарем Совета НТО завода и активным лектором-пропагандистом, а также руководил городским Советом ветеранов.
Награжден двумя орденами Красной Звезды, «Знаком Почета», медалями. Имя Александра Созника занесено в Книги почета электрогенераторного завода и города.
Это его трудовая биография. Предметы, которые мы представляем сегодня показывают «другого» Созника – любящего мужа и заботливого отца. Об особом отношении к нему членов семьи говорит то, что эти предметы передал в городской музей его сын – Станислав Созник в 2000 году.
В это же время он также передал колодки для обуви, сохранившиеся от подаренных его отцом жене туфель в 1929 году. Такие колодки продавались вместе с обувью, сохраняя ее внешний вид и форму долгое время.
___________________________________________________________________________________
Мы довольно часто пишем о художниках братьях Сведомских и их картинах, хранящихся в фондах Сарапульского музея-заповедника. Но сегодня в рамках рубрики «Истории, рассказанные музейными предметами» мы познакомим вас с необычным портретом их двоюродного деда – Михаила Сведомского.
Барельеф «Портрет основателя Михайловского химического завода К.М.Г. Сведомского» отлит из чугуна на Кусинском заводе, который был основан в 1774 году в 24 верстах к северо-западу от Златоустовского завода и имеет славную историю художественного чугунного литья, хотя и находился «в тени» знаменитых Каслей.
Предмет поступил в музей Сарапульского земства в 1921 году в дар от правления Михайловского завода.
Сегодня мы расскажем о человеке, портрет которого отлит из столь, казалось бы, грубого материала.
Речь идет о Михаиле Гавриловиче Сведомском (1785-1847) – видном общественном деятеле, предпринимателе и храмосоздателе. Отец его, Гавриил Сапожников, настоятель пермского Петропавловского собора, стал автором первой летописи Перми. Михаил, как и трое его братьев, окончил духовную семинарию. Как было принято в те годы, отец переписал своих детей на более благозвучную фамилию – Сведомские («с ведома Божьего»). По духовной стезе Михаил Гавриилович, однако, не пошел, его карьера в казенной палате начинается с самой низшей должности – подканцеляриста, то есть «мальчика на подхвате». Благодаря исключительно своим способностям он добился видного положения в обществе, стал советником, а затем и управляющим канцелярией пермского губернатора.
За свою 62-летнюю жизнь увлекающийся, азартный Михаил Гаврилович преуспел во многих общественных делах, стал кавалером Ордена Святого Владимира 4-й степени, но так и остался бездетным холостяком. Меценат, член Русского Географического общества, Михаил Сведомский финансирует научные экспедиции по Уралу, пермский тюремный замок, госпитали и «человеколюбивые» заведения, фундаментальную библиотеку Пермской гимназии, Пермскую Успенскую церковь, становится поборником оспопрививания.
В 1826 году он покупает «камбарскую вотчину» – лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии, там он построил плотины и возвел на речке Большой Камбарке Николаевский винокуренный завод, а на Малой Камбарке – Михайловский. После смерти Михаила Гавриловича в 1847 году имение Михайловское унаследовал его племянник, Александр Павлович, лесничий – отец будущих художников.
___________________________________________________________________________________
Представляем вашему вниманию фотографию взрыва. На первый взгляд, событие страшное. Но это только на первый взгляд.
Вот как об этом событии рассказал наш земляк, академик Николай Мельников – в 1966 году председатель Экспертной комиссии АН СССР по подготовке и проведению уникального взрыва (интервью газете «Вечерний Свердловск» от 27 октября 1966 года):
«Теперь о недавних событиях, которые, конечно, свежи в памяти. Предгорья Заилийского Алатау покрыты сверкающими на солнце ледниками. Во время сильных ливней потоки воды сверху с ледников неслись вниз, размывая склоны и угрожая городу. В 1921 году такой поток с громадными камнями обрушился на Алма-Ату, снес многие жилые дома, заводы, принес беду сотням людей. Чтобы не повторилась такая катастрофа, советскими учеными был разработан проект создания оригинальной плотины, который и осуществлен несколько дней назад. Полтора месяца длилась активная подготовка невиданного мирного взрыва. Для реки Малой Алмаатинки был пробит в скале 650-метровый тоннель. Специальные отряды шоферов на автомобилях подвозили к штольням почти пять с половиной тысяч тонн взрывчатых веществ, а там по узкоколейке, на вагонетках их развозили во взрывные камеры. Из ближайших к ущелью районов эвакуировали население. Окна домов крест-накрест были заклеены бумажными лентами, как во время войны.
И вот наступило время взрыва. Экспертную комиссию Академии наук СССР вертолет доставил на одну из вершин Алатау, в трех километрах от будущей плотины. Взрыв по своей мощности был эквивалентен атомному взрыву, хотя был выполнен с помощью химических взрывчатых веществ. Да и внешне он очень походил на атомный. Тот же гриб из раскаленных газов. А сейсмическое действие хотя и было совершенно безопасным, но фиксировалось на очень больших расстояниях.
Наш вертолет сразу после взрыва «завис» над плотиной. Да, все получилось так, как планировалось. Даже лучше. Высота плотины как потом подсчитали, оказалась не 53 метра, а целых 70, порода плотным слоем легла и на противоположный берег ущелья.
В теле плотины – два с лишним миллиона кубометров породы, и она сможет выдержать поток, даже если его суммарный объем составит более трех миллионов кубометров…
Кстати, в 300 метрах от нынешнего взрыва находился знаменитый высокогорный каток Медео. Он не получил никаких повреждений. Возле него сейчас планируется построить павильон, в котором будущие туристы смогут ознакомиться с историей взрыва по фотографиям, кинолентам, звукозаписям».
Эти фотографии были переданы Ниной Мельниковой (женой Н.В. Мельникова) в 1980-е годы при создании экспозиции мемориального дома-музея академика Николая Мельникова.
___________________________________________________________________________________