Коллекция Сарапульского музея-заповедника, собранная за его более, чем 110-летнюю историю, «перешагнула» цифру в 200 тысяч предметов. К сожалению, далеко не все артефакты можно увидеть на выставках, экспозициях и занятиях. А сколько интересных, порой загадочных и увлекательных историй хранят предметы, находящиеся в фондах, скрытые от глаз наших посетителей. Чтобы приоткрыть для вас малоизвестные страницы музейной истории мы запустили новый онлайн-проект «Истории, рассказанные музейными предметами».
Здесь мы познакомим наших любознательных друзей с экспонатами из разных коллекций. Вы узнаете их истории, разные пути появления в фондах городского музея, расскажем о судьбах дарителей, щедро поделившихся с потомками своими достижениями и плодами своего труда. Напомним, что главная миссия музея – «приносить пользу городу Сарапулу, Удмуртской Республике и Российской Федерации, сохраняя культурное наследие, участвуя в решении социальных проблем и формируя культурно-образовательное пространство». Следуя этому утверждению, мы предлагаем вам присоединиться к нашему увлекательному путешествию по фондам музейного комплекса.
___________________________________________________________________________________
В 2023 году отмечается юбилей сарапульской газеты «Кама». В коллекции «Редкая книга» Сарапульского музея-заповедника хранится три подшивки этой газеты, которые поступили в фонды из библиотеки Общества изучения Прикамского края.
По сообщению главного научного сотрудника Сарапульского музея-заповедника Елены Опалевой, первый номер ежедневной, политической, общественно-экономической и литературной газеты «Кама» вышел 1 января 1913 года. Издатели газеты Пешехоновы ставили следующие задачи: «Это – освещение, по возможности, всех наиболее важных вопросов жизни Прикамского края, с заводами Ижевским и Воткинским и города Сарапула с ближайшими торговыми и промышленными центрами, слободами и селениями. Вопросы народного здравия, образования, экономическо-общественные, сельско-хозяйственные и рабочие, правовые и юридические, железнодорожные – все это требует к себе сильнейшего внимания, а во многих случаях освещения многих своих сторон, в связи с бытом и условиями Прикамского края».
Газета печаталась в типографии Николая Мыльникова, которая находилась на углу улиц Троицкой и Сарапульской (сегодня это ул. Красноармейская и Первомайская), в доме Шамшуриной. С сентября 1917 года типография переехала на улицу Вятскую в дом наследников Пешехонова (здание, где находится редакция газеты «Красное Прикамье»).
Цена на подписку газеты на год составляла 6 рублей. А для крестьян, рабочих, духовенства, низшего медицинского и учительского персонала всего 4 рубля. Газету можно было приобрести в Сарапуле, Ижевском и Воткинском заводах, а также в Николо-Березовке.
«Кама» освещала экономическую, культурную, политическую и общественную жизнь Прикамского края, Сарапула и Сарапульского уезда. Издатели газеты конкурировали с издателем газеты «Прикамская жизнь» Николаем Ончуковым. На страницах этих двух газет бушевали издательские страсти, различные обвинения, которые доходили даже до суда. Так, во время городских выборов в начале 1914 года обе газеты обвиняли друг друга в искажении результатов выборов. Причем, не стесняясь в выражениях. Так, «Кама» называла Н.Е. Ончукова «издателем черненькой газетки», а «Прикамская жизнь» журналистов «Камы» – «разнузданные фельетонисты».
Издавалась «Кама» до 1918 года. В октябре 1918 года Военно-революционный Совет Сарапула национализировал все типографии, создав на их базе общую «Советскую типографию газеты «Борьба» во главе с комиссаром Козленко.
___________________________________________________________________________________
В рубрике «О чем рассказал музейный предмет» сегодня мы представляем фотографию. Личность, на ней изображенная – настоящая легенда.
Людмила Павличенко является самой известной женщиной-снайпером Великой Отечественной войны. На счету Людмилы Михайловны официально значится 309 уничтоженных солдат и офицеров противника. Слава Людмилы Павличенко вышла далеко за пределы СССР, отважную женщину хорошо знали в США и на всем Западе. В 1943 году ей присвоено звание Героя Советского Союза. О ней в 2015 году снят фильм «Битва за Севастополь» (режиссер – Сергей Мокрицкий), в роли Павличенко – Юлия Пересильд.
У нас же вызвал особый интерес автограф Людмилы Михайловны на обороте фотографии, хранящейся в фондах Сарапульского музея-заповедника: «На память моему дорогому врачу Лидочке от Севастопольского снайпера Людмилы Павличенко. Ижевск. 15/VII-43 г.».
Сразу вопрос: «Выходит, Л.М. Павличенко бывала в Ижевске?». В результате проведенных поисков в различных источниках найти документальное подтверждение этому факту не удалось. Однако в мемуарах Героя Советского Союза «Я – снайпер. В боях за Севастополь и Одессу» (издательство Вече Литагент, 2016 г.) находим следующий фрагмент: «1941 год: Вскоре несколько писем от родных мне передали из полка. Добрая моя матушка Елена Трофимовна беспокоилась о моем здоровье и советовала не пить в походе сырую воду из открытых водоемов. Отец Михаил Иванович вспоминал Первую мировую и Гражданскую войны, утверждая, будто Беловым (девичья фамилия снайпера – М.Ш.) в сражениях всегда везло. Старшая сестра Валентина рассказывала, как идет у нее работа на новом месте. Все они находились очень далеко от меня, в Удмуртии, куда из Киева эвакуировали завод «Арсенал». Собравшись с духом, я села писать им ответы, старательно выводя буквы правой рукой, к которой постепенно возвращалась прежняя сила и точность. Получилось несколько коряво, но зато искренне:
«Удмуртская республика,
г. Воткинск, Главпочтамт, до востребования,
Беловой Валентине Михайловне.
Здравствуй, дорогая Жучка!
Вчера вырвалась из госпиталя в город. Получила Ленуськину открытку, которая шла из Киева в Одессу всего полтора месяца. Ленуся дала твой адрес. Почему ты не взяла ее с собой?.. Я уже месяц и десять дней в армии. Успела насолить румынам и немцам, побывала на передовой. Они, гады, присыпали меня землей… Теперь в госпитале. Через два дня выхожу, иду в свою часть, где моя специальность – боец-снайпер. Думаю, если не убьют, быть в Берлине, отлупить немцев и вернуться в Киев. Расчет у меня простой – 1000 немцев, а тогда я уже дешевле свою голову не ценю. Можно сказать, раз оценила свои способности и больше не отступлю. Словом, не скучаю. Житье-бытье веселое. Если тебе не лень, пиши по адресу: Одесса, ул. Пастера, 13, научная библиотека, Чопак, для меня. Мне передадут…».
Известно, что в 1942 году Людмила Павличенко в составе советской делегации побывала в США. Она была дружна с Элеонорой Рузвельт. Личность такого масштаба, возможно, и получила разрешение навестить близких, живших в эвакуации в нашей республике. К сожалению, архивы музея не сохранили источник поступления этой фотографии в фонды. Возможно, кто-то из ветеранов знаком с этой историей? Будем рады отклику в любой форме.
___________________________________________________________________________________
Медаль «За отвагу», учрежденная еще в 1938 году, осталась одной из немногих воинских наград, которая сохранилась в России после 1991 года практически в неизменном виде. С аверса убрали в нижней части надпись «СССР», оставив силуэты трех истребителей И-16 и танка Т-35.
Среди военнослужащих медаль «За отвагу» считается наиболее почетной и уважаемой – «Отвагу» просто так не дают, и опытный взгляд сразу вычислит в наградном «иконостасе» на кителе или пиджаке серую «колодку» с синими окантовками по бокам. Это отличительный знак того, что человек получил награду в бою или в мирное время при особых обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни и проявленном при этом героизме.
Представляем вашему вниманию медаль «За отвагу» № 2067757, которой был награжден Герой Советского Союза И.В. Маслов. В фондах Сарапульского музея-заповедника хранится личный фонд Маслова Ивана Васильевича (1912-1962) — участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.
Иван Васильевич родился 25 ноября 1912 года в деревне Пинязь Каракулинского района УАССР. На фронтах Великой Отечественной войны был с ноября 1941 года. Воевал на Калининском, Степном, 2-м Украинском, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
В марте 1943 года после освобождения Ржева 362-я стрелковая дивизия, в которой служил Иван Маслов, была передана в состав 53-й армии Степного фронта. 12 июля 1943 года после недельных кровопролитных боев бойцов Воронежского фронта перешел в наступление, неожиданный для гитлеровцев, целый Степной фронт. При штурме станции Казачья Лопань сержант Маслов заменил павшего в бою командира стрелкового взвода, приняв командование на себя, и повел бойцов за собой. За это подвиг он был награжден медалью «За отвагу» и назначен командиром отделения стрелковой роты.
В октябре 1945 года Иван Васильевич демобилизовался, возвратился в отчий дом, работал в колхозе, с мая 1951 года проживал в городе Сарапуле, в Яромасском сплавучастке. 27 июня 1962 года Иван Васильевич скончался и похоронен в Сарапуле.
За время Великой Отечественной войны медалью «За отвагу» было удостоено более четырех миллионов человек, она считалась одной из самых почитаемых наград. За личное мужество и героизм в боях ей награждались в основном рядовые и сержанты, а также офицеры, большей частью младшего командного состава, принимавшие личное участие в боевых действиях. Отсюда и пошло название «солдатская медаль».
А еще медаль «За отвагу» была практически единственной, которой награждались бойцы штрафных рот и батальонов, как правило, при ранении, что давало им право вернуться после излечения в состав действующей армии. В мирное время медаль «За отвагу» вручалась крайне редко.
У каждой битвы свои герои и свои награды. В наши дни в ходе специальной военной операции на Украине российские военнослужащие за мужество и героизм в ходе боевых действий удостаиваются высоких званий отличия – Герой России, орден Мужества, Георгиевские кресты, медали Жукова и Суворова. Но самой массовой при награждениях стала медаль «За отвагу». И это не случайно. Потому что, в первую очередь, эта награда ассоциируется с Великой Отечественной войной, с борьбой с фашизмом, национализмом и бандеровщиной на Западной Украине.
___________________________________________________________________________________
2022 год – особенный. Россия с размахом отмечает юбилей великого реформатора – 350-летие со дня Рождения Петра I, первого российского императора.
Этот титул Петр I принял после заключения мирного договора между Россией и Швецией 10 сентября (30 августа – по старому стилю) 1721 года в результате которого наша страна получила выход в Балтийское море. Закончилась Северная война, продолжавшаяся 21 год. Переломным моментом в многолетней Северной войне России против Швеции стало Полтавское сражение (8 июля – 27 июня по старому стилю) 1709 года.
В фонде «Редкая книга» Сарапульского музея-заповедника хранится настоящий раритет – книга «Служба благодарственная о великой победе, содеянной под Полтавой», изданная отдельной книгой. Она напечатана во второй половине 1709 года и больше не переиздавалась. Книга поступила в фонды Сарапульского музея-заповедника из библиотеки Сарапульского Вознесенского собора. «Служба…» – единственное издание в коллекции «Редкая книга», изданное во время царствования Петра I.
Чтобы увековечить память о блестящей победе русского оружия, Петр I дал задание ректору московской Славяно-греко-латинской академии, известному духовному писателю Феофилакту Лопатинскому сочинить особый благодарственный молебен, который должны были ежегодно служить во всех церквях русского государства в день победы под Полтавой. Сначала он был включен в состав месячных Миней. Составление «Службы…» и включение ее в состав месячных Миней было одной из самых талантливых пропагандистских акций, осуществленных Петром I.
Минея – (от греч. μηναῖα – «месячный, длящийся месяц») – в православии общее название для книг, предназначенных для богослужения.
Чуть позже в Московском печатном дворе была издана отдельная книга «Служба благодарственная о великой победе, содеянной под Полтавой». Книга эта была отредактирована самим Петром I. Экземпляр именно этого издания мы вам представляем сегодня.
Автор «Службы…» Феофилакт Лопатинский принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого. Его имя золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви. Архиепископ Феофилакт был один из самых последовательных ревнителей православия. Это был человек многосторонне развитый, знал греческую литературу, был очень честен и добродетелен.
Современники, русские и иностранцы отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. «Преподобный сей архиерей, – писал Иван Евдокимов, сослуживец владыки Феофилакта и учитель Тверской духовной семинарии, – истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским».
___________________________________________________________________________________
В 1928 году директор музея Д.В. Шабердин предложил создать отдел живой природы. На совещании Сарапульского ОКРОНО предложение было рассмотрено и поддержано. 23 ноября 1928 года было решено организовать при музее зоопарк. Музейный зоопарк постепенно расширялся. В августе 1930 года для отдела «Живой природы» были закуплены от «Союзохоты» Каракулинского района 10 птиц: Орлан белохвост, три филина обыкновенных, неясыть серая, две ушастых совы, 2 белых голубя и ворон. А к 1938 году значительно расширился и видовой состав пернатых: 2 орлана-белохвоста, 1 филин, 1 сова полярная, 3 беркута, 2 ястреба канюка, 1 ястребок, 4 щегла, дубонос, юрок, снегирь, 2 чижа, 2 чечетки и реполов.
Работа музейного отдела «Живой природы» послужила отправной точкой для экскурсий за город по изучению живой природы кабинета юных натуралистов при «Детской технической станции», а в начальной школе № 1 создали живой уголок и изготовили игру «Ботанический сад».
Наш сегодняшний герой – дубонос – принадлежал, возможно, одному из сарапульцев. В музейных книгах есть следующая запись: «Сарапульским птицеловом Скороходовым 19 ноября 1928 года было поймано 5 дубоносов, 4-х он выпустил, а 1-го подарил музею».
Чучело дубоноса было выполнено в 1928 году таксидермистом и директором музея, в одном лице, Дмитрием Васильевичем Шабердиным.
Дубонос (лат. Coccothraustes coccothraustes) – птица из семейства въюрковых.
Самая крупная птица семейства, длина тела до 18 см, размах крыльев до 33 см. Кочующая или зимующая птица. Дубоноса выделяет мощный клюв, приспособленный для расщелкивания косточек вишни, черемухи и т.д. Весной питается почками и молодыми побегами, а летом голыми гусеницами чешуекрылых и майскими жуками. Чучело дубоноса представлено в экспозиции зала Природы.
Давно нет музейного зоопарка, и только дубонос, своею яркой неповторимой окраской напоминает о музейном зоопарке, некогда встречавшем посетителей переливами птичьих городов.
___________________________________________________________________________________
Все мы знаем сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Но сегодня солдатиков мы рассмотрим с другой – исторической точки зрения. В 1988 году в Сарапульском музее-заповеднике состоялась уникальная выставка художника Петра Космолинского «История мундира в оловянной миниатюре». По завершению выставки в фонды городского музея были подарены автором 11 фигурок солдат и офицеров в военной форме времен Отечественной войны 1812 года, а также 3 листа эскизных проектов «Мундиры полков, в которых служила кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова». Именно с подробных эскизов художник начинал работу над оловянной миниатюрой.
Художнику приходилось преодолевать определенные трудности, добывая необходимую информацию и реконструируя в миниатюре конкретный мундир, чтобы создать фигурку, отвечающую самым строгим правилам, предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик «одевался» в исторически точный мундир, «вооружался» полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжался необходимой амуницией и снаряжением. Да и поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный прием, должна была соответствовать уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Физиономия солдатика и пропорции его тела должны были отражать национальность, возраст, характер и воинский чин того прототипа, образ которого художник воплощал в своем миниатюрном произведении.
Обратите внимание на детализацию в эскизах: названия элементов формы, лица героев. На оборотах листов имеются авторские комментарии, связанные с биографией Надежды Дуровой:
- «Форма: Товарищ Конно-польского полка 1805 – 1808 гг. (с 11 ноября 1807 г. – Польский уланский полк). Начальный период службы. Отличилась в Гуттштадском сражении в 1807 г. Спасла офицера, награждена знаком отличия военного ордена Святого Георгия за личную храбрость. Польский Конный (Конно-Польский) полк с 20 марта 1805 г. – 11 ноября 1807 г. Товарищ».
- «Обер-офицер Мариупольского гусарского полка (20 августа 1803 – 11 ноября 1809 г.). В этом полку она служила с 1807 по 1811 г. в этом мундире был написан ее портрет. Из-за дороговизны этого мундира была вынуждена перейти в другой полк – Литовский уланский полк».
- «Форма «Литовский уланский полк с января 1812 – 25.07 1814 г. Обер-офицер. В этом полку прошла всю военную компанию 1812 – 1814 гг. В Бородинском сражении контужена ядром нога. Была награждена орденом «Анны III степени» на саблю и боевой медалью «1812 г». Вышла в отставку в 1816 г. в чине штабс-ротмистра».
А теперь об авторе этих эскизов. КОСМОЛИНСКИЙ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ – художник, скульптор, военный историк. Родился в Москве 5 августа 1950 года, скончался 22 февраля 2001 года. Автор военно-исторической миниатюры, исследователь, военный историк, униформолог, геральдист. Именно с его творчеством связано возрождение в нашей стране забытого искусства военно-исторической миниатюры, или попросту говоря – оловянного солдатика.
После проработки эскизов, изучения документов и уставов, художник приступал к воплощению замысла. Фигурки изготавливались в пластилине. Затем в готовой форме солдатики отливались из олова. Петр Федорович отливал солдатиков на домашней кухне, плавя металл в обычной кофейной «турке».
Всего за годы своей творческой деятельности Пётр Фёдорович участвовал более чем в 200 выставках (из них 50 персональных). Работы художника находятся в коллекциях различных музеев мира: Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Государственном Историческом музее, мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, музее А.В. Суворова в селе Кончанском, Калиниградском художественно-литературном музее, Полоцком историко-художественном музее, Музее Наполеона в Славкове у Брна (Чехия), музее солдатиков в Лейпциге (Германия) и Сарапульском музее-заповеднике.
Изготовленных П.Ф. Космолинским солдатиков можно увидеть в экспозиции историко-краеведческого музея в диораме, посвященной Бородинскому сражению, участником которого была наша знаменитая землячка Надежда Андреевна Дурова.
___________________________________________________________________________________
Рубель и валек для глажки белья – предметы, широко бытовавшие в России вплоть до середины ХХ века. Для музейного сообщества они – не самая большая редкость. В рубрике «Истории, рассказанные музейными предметами» мы расскажем нашим онлайн-пользователям об экспонатах с интересной историей.
Иногда предметы могут раскрыть личность человека с неожиданной стороны. В музейных фондах хранятся рубель и валек, которые были сделаны руками Александра Созника для своей жены в 1930-е годы.
В городе Сарапуле личность Александра Созника известна хорошо. Александр Семенович возглавлял партийную организацию города в самые тяжелые годы – в период Великой Отечественной войны и с честью нес всю полноту ответственности за жизнедеятельность тылового города. При его активном содействии были введены в строй и успешно начали работать на оборону страны электрогенераторный завод, радиозавод имени Орджоникидзе и другие предприятия.
С 1956 года и до выхода на пенсию Александр Семенович работал на Сарапульском электрогенераторном заводе начальником отдела технической информации и рационализации. Он был первым редактором заводской газеты «Наша жизнь», ученым секретарем Совета НТО завода и активным лектором-пропагандистом, а также руководил городским Советом ветеранов.
Награжден двумя орденами Красной Звезды, «Знаком Почета», медалями. Имя Александра Созника занесено в Книги почета электрогенераторного завода и города.
Это его трудовая биография. Предметы, которые мы представляем сегодня показывают «другого» Созника – любящего мужа и заботливого отца. Об особом отношении к нему членов семьи говорит то, что эти предметы передал в городской музей его сын – Станислав Созник в 2000 году.
В это же время он также передал колодки для обуви, сохранившиеся от подаренных его отцом жене туфель в 1929 году. Такие колодки продавались вместе с обувью, сохраняя ее внешний вид и форму долгое время.
___________________________________________________________________________________
Мы довольно часто пишем о художниках братьях Сведомских и их картинах, хранящихся в фондах Сарапульского музея-заповедника. Но сегодня в рамках рубрики «Истории, рассказанные музейными предметами» мы познакомим вас с необычным портретом их двоюродного деда – Михаила Сведомского.
Барельеф «Портрет основателя Михайловского химического завода К.М.Г. Сведомского» отлит из чугуна на Кусинском заводе, который был основан в 1774 году в 24 верстах к северо-западу от Златоустовского завода и имеет славную историю художественного чугунного литья, хотя и находился «в тени» знаменитых Каслей.
Предмет поступил в музей Сарапульского земства в 1921 году в дар от правления Михайловского завода.
Сегодня мы расскажем о человеке, портрет которого отлит из столь, казалось бы, грубого материала.
Речь идет о Михаиле Гавриловиче Сведомском (1785-1847) – видном общественном деятеле, предпринимателе и храмосоздателе. Отец его, Гавриил Сапожников, настоятель пермского Петропавловского собора, стал автором первой летописи Перми. Михаил, как и трое его братьев, окончил духовную семинарию. Как было принято в те годы, отец переписал своих детей на более благозвучную фамилию – Сведомские («с ведома Божьего»). По духовной стезе Михаил Гавриилович, однако, не пошел, его карьера в казенной палате начинается с самой низшей должности – подканцеляриста, то есть «мальчика на подхвате». Благодаря исключительно своим способностям он добился видного положения в обществе, стал советником, а затем и управляющим канцелярией пермского губернатора.
За свою 62-летнюю жизнь увлекающийся, азартный Михаил Гаврилович преуспел во многих общественных делах, стал кавалером Ордена Святого Владимира 4-й степени, но так и остался бездетным холостяком. Меценат, член Русского Географического общества, Михаил Сведомский финансирует научные экспедиции по Уралу, пермский тюремный замок, госпитали и «человеколюбивые» заведения, фундаментальную библиотеку Пермской гимназии, Пермскую Успенскую церковь, становится поборником оспопрививания.
В 1826 году он покупает «камбарскую вотчину» – лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии, там он построил плотины и возвел на речке Большой Камбарке Николаевский винокуренный завод, а на Малой Камбарке – Михайловский. После смерти Михаила Гавриловича в 1847 году имение Михайловское унаследовал его племянник, Александр Павлович, лесничий – отец будущих художников.
___________________________________________________________________________________
Представляем вашему вниманию фотографию взрыва. На первый взгляд, событие страшное. Но это только на первый взгляд.
Вот как об этом событии рассказал наш земляк, академик Николай Мельников – в 1966 году председатель Экспертной комиссии АН СССР по подготовке и проведению уникального взрыва (интервью газете «Вечерний Свердловск» от 27 октября 1966 года):
«Теперь о недавних событиях, которые, конечно, свежи в памяти. Предгорья Заилийского Алатау покрыты сверкающими на солнце ледниками. Во время сильных ливней потоки воды сверху с ледников неслись вниз, размывая склоны и угрожая городу. В 1921 году такой поток с громадными камнями обрушился на Алма-Ату, снес многие жилые дома, заводы, принес беду сотням людей. Чтобы не повторилась такая катастрофа, советскими учеными был разработан проект создания оригинальной плотины, который и осуществлен несколько дней назад. Полтора месяца длилась активная подготовка невиданного мирного взрыва. Для реки Малой Алмаатинки был пробит в скале 650-метровый тоннель. Специальные отряды шоферов на автомобилях подвозили к штольням почти пять с половиной тысяч тонн взрывчатых веществ, а там по узкоколейке, на вагонетках их развозили во взрывные камеры. Из ближайших к ущелью районов эвакуировали население. Окна домов крест-накрест были заклеены бумажными лентами, как во время войны.
И вот наступило время взрыва. Экспертную комиссию Академии наук СССР вертолет доставил на одну из вершин Алатау, в трех километрах от будущей плотины. Взрыв по своей мощности был эквивалентен атомному взрыву, хотя был выполнен с помощью химических взрывчатых веществ. Да и внешне он очень походил на атомный. Тот же гриб из раскаленных газов. А сейсмическое действие хотя и было совершенно безопасным, но фиксировалось на очень больших расстояниях.
Наш вертолет сразу после взрыва «завис» над плотиной. Да, все получилось так, как планировалось. Даже лучше. Высота плотины как потом подсчитали, оказалась не 53 метра, а целых 70, порода плотным слоем легла и на противоположный берег ущелья.
В теле плотины – два с лишним миллиона кубометров породы, и она сможет выдержать поток, даже если его суммарный объем составит более трех миллионов кубометров…
Кстати, в 300 метрах от нынешнего взрыва находился знаменитый высокогорный каток Медео. Он не получил никаких повреждений. Возле него сейчас планируется построить павильон, в котором будущие туристы смогут ознакомиться с историей взрыва по фотографиям, кинолентам, звукозаписям».
Эти фотографии были переданы Ниной Мельниковой (женой Н.В. Мельникова) в 1980-е годы при создании экспозиции мемориального дома-музея академика Николая Мельникова.
___________________________________________________________________________________